Отношения между потребителями и исполнителями в сфере жилищно-коммунального хозяйства регулируются не только Жилищным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации, но и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями в сфере ЖКХ, основаны на договоре.
Потребитель вправе: получать коммунальные услуги в полном объеме и соответствующего качества; требовать от исполнителя сведения о расчете размера платы за услуги (с указанием всех тарифов и нормативов); требовать проведения проверок качества услуг и возмещения нанесенного вреда и убытков.
Защита нарушенных жилищных прав потребителей осуществляется судом (ч. 1 ст. 11 ЖК РФ). Если суд удовлетворит требования потребителя, то исполнитель услуг также должен возместить моральный вред и заплатить штраф в размере 50% от взысканной судом суммы, госпошлину, а также оплатить услуги представителя по оказанию юридической помощи.
Для защиты своих нарушенных прав потребитель вправе сначала обратиться письменно в организацию ЖКХ с претензией. Если обращение не принесло результата, то вправе обратиться в контролирующие органы – в Государственную жилищную инспекцию, территориальный орган Роспотребнадзора, либо вправе обратится в органы прокуратуры Российской Федерации. В рамках проведения надзорных мероприятий уполномоченные органы могут привлечь исполнителей к административной ответственности.
Обращение в прокуратуру может быть коллективным и индивидуальным. Поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в органы прокуратуры. По результатам прокурорской проверки в случае нарушения прав гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права, или когда нарушены права неопределённого круга лиц, прокурор вправе предъявить в суд иск в защиту нарушенных прав.
Заместитель прокурора города
советник юстиции
Ю.Г. Тарасун
|